Категория: Посты и Темы

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ

 

         Предлагаю свой хронологический очерк – первый из серии (цикла) тем под общим названием «В поисках утраченных иллюзий». Целью чего является обсуждение гипотез различных учёных, общепринятых мнений по поводу некоторых исторических фактов, событий, даже археологических находок, дабы придти к разумному выводу о степени достоверности предлагаемой нам истории в учебных заведениях и учебной же литературе.

         Первую тему посвящаю кораблестроению древности. Её название:«Античный флот и первые корабли-гиганты».

 

         Стараясь не заскучать и не утратить от того бдительность, необходимую при управлении судном в течение долгой вахты, порою приходится себя отвлекать не только чаями, семечками, но и разговорами на сторонние темы. Но зачастую, не имея общих интересов с собеседниками, темы разговоров переходят в сферу работы, либо во что-то связанное с флотом.

         И вот однажды, находясь в рулевой рубке в роли вахтенного начальника, вели мы интересную беседу со старшим товарищем, работавшим тогда у нас мотористом. Речь шла о затонувших в различные времена известных парусных кораблях и погребённых вместе с ними кладах. Говорили об очевидности того, что не только морские и океанские глубины скрывают многие тайны и почившие в бозе суда. Да, результаты морских сражений и сокрушительных штормов покоятся на дне, являя собой несметные богатства, исторические ценности и реликвии, древние артефакты. Известно, что корабли тонули и в озёрах. Наверняка нечто подобное случалось и на реках. Быть может, сокровища, они совсем рядом, погребённые под слоями песка, если ни в этой реке, то в другой. На Днепре некогда при малой воде обнаружил себя самолёт времён Второй Мировой войны.

         Твёрдые частицы, переносимые водами рек – наносы, перемещаются перекатыванием или во взвешенном состоянии. Вполне возможно, что за многие долгие годы крупные наносы в виде песка и гравия в реках (гальки и валунов в горных реках) могли полностью или частично скрыть под собою большие предметы. Пусть это не корабли, но возможно лодки, сундуки и прочее.

         Вспоминали мы тогда названия некоторых из утонувших судов, в том числе и «Сиракузянку», считающийся многими самым первым кораблём-гигантом. И я высказал своё мнение, что вдруг корабль не был сожжён римлянами, как считается некоторыми, а может быть он был специально потоплен, дабы не достался врагу. Или римляне захватили его, и он служил им как образец при строительстве их судов. И как-то заинтересовала меня история этого корабля. Позже, уже дома, решил покопаться в литературе и интернете в поисках любопытной информации.

 

                                     Эллинистический период

 

         Согласно нескольким источникам, сохранилось описание древнегреческого писателя Афинея, жившего в III в. до н.э. По его словам, в Сиракузах был построен корабль длиной около 90 метров, имевший 20 ярусов вёсел – эдакий гигант античной эпохи. 

                                            

         «На трёхпалубном судне располагались (не считая пассажирских кают) пышные парадные залы, библиотека, храм Афродиты, огромные солнечные часы, бани, гимнастические залы, рыбный садок, большая кухня и даже конюшни.

         Главным строителем корабля, получившего название «Сиракузянка», считают архитектора из Корианды, а его помощника – самого великого Архимеда. На постройку судна, продолжавшуюся год, израсходовали столько леса, сколько обычно уходило на постройку 60 больших галер. На работах были заняты 300 плотников, не считая вспомогательных рабочих.

         Говорят, на борт «Сиракузянки» можно было принять 2600 т зерна, солёной рыбы, шерсти и других товаров, не считая провианта для пассажиров, многочисленного экипажа и воинов. А для защиты от нападения на корабле имелись 8 боевых башен из дерева, 3 мачты с камнемётными реями, катапульта и опускаемая за борт железная ограда.

         Судьба первого гиганта, как и многих его потомков, оказалась довольно печальной. Из-за своей громоздкости и большой осадки он не мог входить во многие гавани. Поэтому Гиерон (правитель Сиракуз в 268-215 гг. до н.э.) вскоре отправил его в Александрию с грузом продовольствия – в Египте был неурожай. Там вместе с зерном был продан и сам корабль. Его переименовали в «Александриду», и дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, он был сожжён при осаде Александрии всё теми же римлянами» [Зигуненко С.Н. Сто великих загадок истории флота/С.Н.Зигуненко. – М.: Вече, 2009. – 320 с. – (100 великих); Ссылка на источник].

         Вот об этом и поговорим.

         Итак, считается, что корабль «Сиракузянка» был построен за один год по распоряжению Гиерона II – правителя Сиракуз в 268-215 гг. до н. э., и при нём же данное судно отправилось в Египет. Стало быть, это произошло в какой-то период с 267 по 215 гг. до н.э. По некоторым данным [Ссылка на источник], строительство корабля было окончено в 200 г. до н.э., по другим – просто в III в. до н.э., что ближе к истине, так как Архимед после 212 г. до н.э. уже ничего не смог бы построить, как и Гиерон II с жителями Сиракуз. Ведь известно, что в период с 214 по 212 гг. до н.э. проходила осада Сиракуз Римской республикой, в результате которой эллинистический город Великой Греции был захвачен. Архимед, великий изобретатель и математик, был убит римским солдатом после осады, нарушившим приказ римского генерала Марка Клавдия Марцелла оставить Архимеда в живых.

         Идём дальше и вспоминаем, что в 48-47 гг. до н.э. в ходе боёв за обладание городом Александрией армия римлян под предводительством Цезаря победила, разбив лагерь Птолемея XIII. Обворожившая Цезаря Клеопатра, фактически стала полновластной правительницей Египта под римским протекторатом. Так вот, именно в тех боях была разрушена значительная часть зданий, а пожар, устроенный римлянами по приказу Цезаря, не только погубил стоявший в гавани флот, но также сильно повредил порт и Александрийскую библиотеку. Стало быть, именно тогда и сгорела «Александрида» (именуемый раннее корабль как «Сиракузянка»).

         И что же мы теперь получаем? А то, что если исходить из периода с 267 по 215 гг. до н.э. как приблизительной даты постройки корабля-гиганта, и 48 г. до н.э. – как его кончины, то получаем минимум 167 лет существования судна. А возможно ли такое? Любуясь своей коллекцией моделей парусников более поздних эпох, чем античной, невольно задумываюсь о революции в судостроении. Корабли строились в разных цивилизациях разными же народами, начиная с древнейших времён и до наших дней. Постепенно они модернизировались, видоизменялись, становясь быстрее, прочнее, надёжнее и современнее. Но при всём этом я не уверен, что даже современный корабль способен прослужить такой срок. И средняя продолжительность службы судна куда меньше. А что уж говорить об античности – быть может, я недооцениваю мастеров того времени, но всё же не поверю в столь долгий срок службы судна. «Вопреки сравнительной хрупкости и несложности конструкции, срок службы античного корабля исчислялся иногда многими десятилетиями. Как на пример большой продолжительности жизни корабля, можно указать на тетреру Филопэмена, которую пытались использовать в морской войне через восемьдесят лет после ее постройки (192 г.); правда, она оказалась пригодной только для обычного плавания, и при попытке таранить противника развалилась сама. Нормальной же продолжительностью существования корабля можно считать 40-50 лет. Такой сравнительно долгий срок делается вполне понятным, если вспомнить условия эксплуатации античных судов. Даже при непродолжительных остановках корабль вытаскивали из воды на сушу; корабль же, не находящийся в плавании, хранился всегда в сухом доке. Нечего и говорить, что зимовали корабли также на суше, где их одновременно подвергали основательному ремонту» [Ссылка на источник].

         Стало быть, имеем мы ошибку. Ошибка в истории, либо такого корабля просто никогда не существовало? Быть может, он исчез гораздо раньше, чем случились пожары в порту Александрии. Такой внушительных размеров корабль наверняка должен был быть известен в те времена не только на острове Сицилия, на востоке которого и располагались Сиракузы, и в Египте, но и во всём античном мире. Должны были остаться какие-то записи о прекращении его существования, если это только не гибель в большом пожаре, при котором сгорел весь флот огромного портового города. Или всё же это судно никогда не существовало? «Честное слово, читая описание корабля, похожего на дворец, к тому же укреплённый, невольно рождается мысль: а не вымысел ли всё это? Действительно, многие считали роскошные корабли-дворцы выдумкой античных авторов… до тех пор, пока со дна озера Неми в Италии не подняли два судна. Они оказались уменьшенными копиями того великолепного корабля, о котором только что рассказывалось» [Ссылка на источник].

 

                                         Римский период

 

         «Некоторые историки подозревают, что такого корабля вообще не существовало на самом деле – уж слишком велик он был. И его описание – не более как литературное преувеличение Афинея.

         Тогда самыми большими судами античности надо считать поднятые в 1932 году со дна осушённого озера Неми, близ Рима, военный и транспортный корабли: трирему с вёслами в три ряда и торговое судно» [Зигуненко С.Н. Сто великих загадок истории флота/С.Н.Зигуненко. – М.: Вече, 2009. – 320 с. – (100 великих)]. По изначальным данным длина этих судов была 60 и 71 м соответственно.

         «В 1444 году кардинал Просперо Колонна узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Кардинал Колонна, увлечённый тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно.

         Вторая попытка была описана Франческо де Марчи, автором «Военной архитектуры» . В 1531 году некто Гульельмо де Лорена попытался воспользоваться для подводного погружения водолазным колоколом — прототипом водолазного шлема. Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной.

         В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус ещё одного судна. Оно лежало недалеко от берега.

         Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных письменных источниках не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы. Своим мотовством и экстравагантностью он затмил всех предшествовавших императоров. Его склонность к роскоши и причудам отразилась и в кораблях, лежавших на дне озера Неми.

         Исследования, проведенные в 1920-х годах водолазами, показали, что корабли Калигулы были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом.

         Вождь итальянских фашистов Бенито Муссолини считал себя преемником Древнего Рима, поэтому он проявил небывалый интерес к древнеримским судам, лежащим на дне озера Неми. Подъём судов был объявлен делом государственной важности, и на это дело были отпущены необходимые миллионы лир. 20 октября 1928 года при личном присутствии Муссолини начали работать огромные помпы по откачки из озера воды. И уже осенью 1929 года из воды появился первый корабль, лежавший на глубине 6 метров. Еще через три года, когда уровень воды в Неми был понижен на двадцать два метра, из воды показался второй корабль. После этого на илистом дне озера проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения. Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части судов были позолочены. Изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Уточнились и размеры сооружений: большое судно оказалось длиной 73 метра и шириной 24, второй корабль был лишь немногим меньше.

         Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты.

         Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августа Германикуса». Это полное имя Калигулы. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия. Возможно, постройка судов была начата в короткое царствование сумасшедшего Калигулы, а закончена в царствование благочестивого Клавдия.

         Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми.Драматическая история кораблей связала их с именем ещё одного жёстокого правителя – Муссолини. По указу его правительства был построен огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались вплоть до 1944 года, когда корабли погибли в очередной раз в результате безумных войн. Фашисты, покидая оккупированную Италию под натиском союзных войск, сожгли музей и его уникальные экспонаты. В действительности, утрата огромных кораблей воистину не поправима» [Ссылка на источник].

         И вот опять же возникает вопрос: если описанные выше барки были построены как уменьшенные копии корабля, построенного в Сиракузах, то выходит так, что судно «Сиракузянка» (а позднее «Александрида») существовало. Но одно могу сказать с уверенностью и точно, что корабль сей исчез раньше осады римлянами Александрии.

 

         Следующая тема цикла «В поисках утраченных иллюзий» будет посвящена гораздо более важному и обширному вопросу, связанному с утраченной историей.

 

Обсудить у себя 3
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков ютуб
Капитан Бальтазар
Капитан Бальтазар
сейчас на сайте
Читателей: 179 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Литературное кафе. Пользователь клуба
Иллюзорный мир Пользователь клуба
все 146 Мои друзья